Располагая большинством в Учредительном собрании, коммунисты и социалисты подготовили совместный проект конституции. Они предложили установить во Франции парламентскую республику с однопалатным парламентом, обладающим большими полномочиями, и президентом, осуществляющим в основном представительские функции. Государство должно было носить светский характер, а его граждане — пользоваться всеми политическими и социальными правами.
Партия МРП возражала против однопалатного парламента, но Учредительное собрание большинством голосов утвердило проект конституции и в мае 1946 г. вынесло его на референдум.
Поскольку против проекта выступали партия МРП, радикалы и все правые группировки, он был отклонен 53% голосовавших. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание и разрабатывать новый проект конституции. В борьбу вокруг конституционных вопросов включился генерал де Голль.
В июне 1946 г. он выступил в городе Байе с речью, в которой потребовал создания «сильной власти» в форме президентской республики. Де Голль предлагал учредить пост неподотчетного парламенту президента — главы государства, обладающего самыми широкими полномочиями.
Президент должен был возглавлять правительство, назначать и смещать премьер-министра и остальных министров, командовать вооруженными силами, руководить внешней политикой, служить арбитром в политических спорах, иметь право распускать Национальное собрание.
Новый проект поддержали все партии трехпартийной коалиции. 13 октября 1946 г. состоялся второй референдум, в ходе которого 53,5% участвовавших в голосовании избирателей одобрило новый проект конституции.
Основы Конституции 1946 года
Конституция 1946 г. провозглашала широкие демократические свободы и устанавливала строгий контроль парламента над правительством. Франция объявлялась «неделимой, светской, демократической и социальной республикой».
Помимо политических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1946 г. предусматривала «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение и право на образование.
Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов».
По настоянию левых сил в Конституцию 1946 г. были включены статьи, предусматривавшие возможность глубоких социально-экономических преобразований. Там указывалось, что всякое имущество или предприятие, эксплуатация которого приобретает «черты национальной общественной службы или фактической монополии», может стать коллективной собственностью.
Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных и зависимых стран, входивших в этот союз. Высшим органом государственной власти, по Конституции 1946 г., являлся парламент, состоявший из Национального собрания и Совета Республики.
Только Национальное собрание, избиравшееся всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием сроком на пять лет, могло издавать законы. Совет Республики, избиравшийся двухстепенным голосованием, обладал «задерживающим вето»: он мог отсрочить принятие закона и направить его на повторное рассмотрение в Национальное собрание.
Правительство несло ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Президент Республики избирался парламентом на совместном заседании обеих палат. Как и в Третьей республике, он играл главным образом представительскую роль, его акты нуждались в контрассигнации министрами.
Широкие права парламента и ограниченные полномочия исполнительной власти в условиях многопартийной системы неизбежно вели к неустойчивости правительств.
С 1946 по 1958 г. во Франции сменилось 24 правительства. В среднем каждое правительство держалось у власти полгода, а некоторые — всего два-три дня.