Конец «холодной войны», объединение Германии и распад СССР ускорили процесс интеграции стран Западной Европы. Его главными инициаторами стали правительства Франции и Германии. Оставив проекты общего «европейского дома» и общеевропейской конфедерации, они предприняли ряд мер по объединению Западной Европы.
19 июня 1990 г. в городе Шенген (Люксембург) Франция, Германия и страны Бенилюкса, к которым позже присоединились и другие члены «Общего рынка», подписали Шенгенские соглашения, согласно которым начиная с 1995 г. граждане этих государств могут ездить друг к другу без виз и таможенного контроля.
Создание Европейского союза
По инициативе Франции и ФРГ 12 стран «Общего рынка», собравшиеся на совещание в голландском городе Маастрихт 9—10 декабря 1991 г., пришли к соглашению о политическом, экономическом и валютном Европейском союзе.
В соответствии с целями, намеченными еще в 1957 г. в Римском договоре об «Общем рынке», они решили образовать Европейский союз, в рамках которого устраняются препятствия для свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов.
Члены Европейского союза договорились проводить согласованную политику в области экономики, международных отношений, безопасности, правосудия, образования, борьбы с преступностью, охраны окружающей среды.
Каждая страна сохраняет свое правительство, но одновременно действуют наднациональные руководящие органы Европейского союза — Европейский парламент, Европейский совет министров, Европейский суд, Европейский банк и Счетная палата. Фактически вместо «общеевропейского дома» возникла конфедерация стран Западной Европы.
Подписание и ратификация маастрихтского договора
Маастрихтский договор, официально подписанный французским правительством 7 февраля 1992 г., вызвал бурную реакцию в стране. «Европеисты», в первую очередь члены СФД, социалисты и радикалы, ликовали, а коммунисты, часть голлистов и сторонники Национального фронта утверждали, что договор наносит ущерб суверенитету и независимости Франции и потому должен быть отвергнут.
В 1994 г. к Маастрихтскому договору присоединились еще три государства — Австрия, Финляндия, Швеция. В общей сложности в Европейский союз вошло 15 государств.
Раскол в обществе
Парламентские выборы 1993 г. Минимальный перевес, достигнутый сторонниками Маастрихтского договора на референдуме 1992 г., показал, что французское общество расколото. Энтузиазм, с которым большинство избирателей в 1988 г. голосовало за социалистов и другие левые партии, исчез.
Правительство Рокара не сумело добиться перелома в экономике, существенно поднять уровень жизни населения, уменьшить безработицу. К началу 1993 г. численность безработных впервые превысила 3 млн человек.
Более 10% самодеятельного населения оказались безработными. Опросы общественного мнения показывали, что правые партии вновь обретают доверие избирателей и могут победить на очередных парламентских выборах 1993 г.
Перестановки на посту главы Социалистической партии
Чтобы остановить падение популярности социалистов, Миттеран в 1991 г. отправил Рокара в отставку и впервые в истории Франции назначил премьер-министром женщину — Эдит Крессон, видную деятельницу Социалистической партии.
Через полгода ее сменил другой представитель ФСП — Пьер Береговуа, имевший репутацию опытного экономиста. Однако ни Крессон, ни Береговуа не сумели поднять престиж социалистов.
В Социалистической партии начались раздоры. Ее лидеры вступили в схватку друг с другом за пост первого секретаря. За пять лет в ФСП сменилось пять первых секретарей. Некоторые видные деятели ФСП, в том числе премьер-министр Береговуа, оказались замешанными в финансовых скандалах.
Став объектом ожесточенных атак со стороны средств массовой информации, Береговуа ушел в отставку, а затем покончил с собой.
Итоги парламентских выборов 1993 г.
На парламентских выборах 1993 г. социалисты, выступавшие совместно с левыми радикалами, потерпели жестокое поражение — самое крупное за годы Пятой республики.
По сравнению с выборами 1988 г. они потеряли 4 млн голосов и 4/5 парламентских мандатов. ФКП также лишилась 2% голосов и 20 из 35 парламентских мандатов. В общей сложности у левых осталось 91 место в Национальном собрании (из 577) вместо прежних 250.
Большинство голосов избирателей и 2/3 парламентских мандатов завоевали две основные правые партии — ОПР и СФД, выступавшие совместно под лозунгами приватизации экономики, борьбы с безработицей, инфляцией и иммиграцией.
Поскольку правые получили большинство в парламенте, президент Миттеран вновь прибег к тактике «сосуществования» и поручил формирование правительства лидерам партии ОПР, занявшей на выборах первое место по числу голосов и парламентских мандатов.
Правительство Балладюра
Жак Ширак, намеревавшийся в 1995 г. выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Республики, не захотел участвовать в правительстве, и пост премьер-министра занял его давний соратник Эдуард Балладюр.
Правительство Балладюра, в которое вошли представители ОПР и СФД, продолжило приватизацию предприятий государственного сектора, начатую правительством Ширака в 1986—1987 гг. По закону о приватизации от 8 июля 1993 г. оно продало в частную собственность основную долю еще находившихся в руках государства финансово-промышленных групп.
В государственной собственности остались только железные дороги, метро, часть телевидения, некоторые угольные шахты. В 1993 г. был принят очередной, Одиннадцатый пятилетний план (1993—1997), но он уже не играл большой роли.
В соответствии с принципами неолиберализма правительство Балладюра выдвинуло на первый план задачу борьбы с инфляцией путем сокращения государственных расходов. Оно уменьшило средства на образование и медицинское обслуживание, вновь увеличило налоги.
Въезд иммигрантов во Францию был ограничен, полицейский контроль за ними усилен. Иммигранты, нелегально прибывшие во Францию, высылались из страны. Правительство объявило, что намерено «свести иммиграцию к нулю».