Молодежная контркультура во Франции

Характерной чертой общественно-политической обстановки 60-х гг. стала молодежная контркультура, отразившая недовольство студенчества и вообще молодежи «обществом потребления». Появившись в США и Англии в конце 50-х гг., она после окончания войны в Алжире быстро распространялась во Франции.

Молодежная конткультура

Даже внешне молодые люди старались отличаться от старшего поколения. Они отказывались носить пиджаки и галстуки, считая их признаком реакционности, отпускали длинные волосы, отращивали бороды. В моду вошли потертые (и даже рваные) джинсы, свитера, куртки, мини-юбки, позднее — женские купальники «топ-лесс» («без верха»).

Отвергая установленные старшим поколением запреты и ограничения, молодежь критиковала священные для ее отцов ценности: «общество», «родину», «семью», «защиту отечества», проповедовала свободу сексуальных отношений.

Молодежь остро воспринимала несправедливости и пороки капиталистического общества: бедность среди богатства, неравенство, колониализм, расизм, осуждала интервенцию США во Вьетнаме, сочувствовала борьбе народов Азии, Африки, Латинской Америки за свое освобождение.

Музыка

Рок музыканты

Важнейшей составной частью молодежной культуры стала рок-музыка, возникшая в Великобритании и США. Демонстративно порывая с прежними музыкальными жанрами и манерой исполнения, рок-музыканты прибегали к усилителям звука, электрогитарам и другим электронным инструментам, соединяли музыку, пение, танец, акробатические номера, придавая им крайне экспрессивную форму, широко использовали шумовые и световые эффекты, экстравагантные сценические костюмы.

Джонни Холидей

Концерты французских звезд рок-музыки — Джонни Холлидея (настоящее имя — Жан-Филипп Смэт), Сильвии Вартан и других, воспринимавшиеся как вызов существующим порядкам, собирали огромные толпы молодежи и нередко сопровождались потасовками. Рок-музыка стала символом нового поколения, стремившегося к более свободной жизни.

Студенты

Особенно большую политическую активность проявляли студенты, число которых быстро росло. В 1968 г. во Франции насчитывалось 600 тыс. студентов — в 5 раз больше, чем до войны, столько же, сколько сельскохозяйственных рабочих.

Превратившись в массовую прослойку населения, сконцентрированные в университетах и студенческих городках, обладавшие сравнительно высоким образовательным уровнем, студенты были той средой, в которой легко распространялись самые радикальные идеи.

Большинство студентов не желало принимать идеалы «общества потребления», осуждало империализм и капитализм, прославляло революцию. Часть из них примыкала к немногочисленным, но активным ультралевым — гошистским группам, критиковавшим капиталистическое общество с революционно-анархических позиций.

В их среде пользовались популярностью взгляды американо-немецкого социолога Г. Маркузе, который утверждал, что рабочий класс «обуржуазился» и поэтому главную революционную роль должны играть интеллигенция, молодежь и находящаяся вне «официального общества» наиболее обездоленная часть населения (например, национальные меньшинства).

Среди гошистов встречались приверженцы анархистов, троцкистов, маоистов, сторонники кубинского революционера Че Гевары, но все они осуждали «реформистов», к которым причисляли коммунистов, социалистов и руководителей профсоюзов.