Новый президент Франции Жак Ширак принадлежал к послевоенному поколению голлистов, приобщившихся к политике после кончины президента де Голля.
Биография
Жак Ширак родился в 1932 г. в семье банковского служащего, который впоследствии стал директором авиастроительной фирмы. В юности Ширак увлекался восточной культурой — изучал санскрит, китайское искусство, русскую литературу (даже переводил на французский язык «Евгения Онегина»).
Затем он захотел стать моряком — плавал матросом на торговом судне, но, в конце концов, поступил в Парижский институт политических наук, а потом еще окончил знаменитую французскую Национальную школу администрации и летнюю американскую школу бизнеса при Гарвардском университете.
Пятнадцатилетним юношей Ширак вступил в РПФ, а в 35 лет стал членом парламента от ЮНР и государственным секретарем (заместителем министра) в правительстве Помпиду.
Чрезвычайно энергичный, настойчивый, целеустремленный, прозванный за свою напористость «бульдозером», Ширак выдвинулся на авансцену политической жизни в 70-е гг., когда он впервые занял пост премьер-министра, а затем реорганизовал голлистскую партию.
Политика президента Жака Ширака
Заняв пост президента, Жак Ширак в соответствии с доктринами неолиберализма сосредоточил главные усилия на повышении эффективности экономики путем сокращения государственных расходов, строгой экономии и подавления инфляции.
Главным проводником такой политики стал премьер-министр Ален Жюппе — один из руководителей ОПР, имевший репутацию холодного, надменного и самоуверенного технократа.
Предполагалось закрыть нерентабельные государственные железные дороги или продать их в частную собственность, сократив число железнодорожников. В ответ профсоюзы государственных служащих в октябре 1995 г. объявили забастовку, которая постепенно переросла во всеобщую стачку работников государственного сектора: железнодорожников, рабочих метро и электростанций, почтовых служащих, а также студентов.
Забастовка длилась около месяца и сопровождалась массовыми демонстрациями солидарности во многих городах. В общей сложности в забастовках и демонстрациях участвовало до 2 млн человек. Правительству пришлось пойти на уступки. Оно объявило, что отказывается от планов приватизации железных дорог и уменьшения численности железнодорожников, не будет сокращать пенсии работников государственного сектора.
В декабре 1995 г. стачка закончилась, но популярность правительства резко упала. К началу 1997 г. деятельность президента Ширака одобряла лишь треть избирателей, а деятельность премьер-министра Жюппе — только четверть.